Заголовок:
Комментарий:
Готово, можно копировать.
РЕШУ ЦТ — биология
Вариант № 9428
1.  
i

Ука­жи­те, какое общее свой­ство живых ор­га­низ­мов от­ра­же­но на ри­сун­ке:

1) раз­ви­тие
2) раз­дра­жи­мость
3) спо­соб­ность к са­мо­ре­гу­ля­ции
4) един­ство хи­ми­че­ско­го со­ста­ва
2.  
i

Ука­жи­те ге­но­тип ор­га­низ­ма, об­ра­зу­ю­ще­го один тип гамет  — аВ:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
3.  
i

В по­ло­вых клет­ках ди­пло­ид­но­го куль­тур­но­го рас­те­ния 32 хро­мо­со­мы. Ука­жи­те ко­ли­че­ство хро­мо­сом в его со­ма­ти­че­ских клет­ках в норме:

1) 8
2) 16
3) 32
4) 64
4.  
i

Рас­хож­де­ние при­зна­ков у род­ствен­ных ор­га­низ­мов или их групп в про­цес­се эво­лю­ции, на­зы­ва­ет­ся:

1) аро­ге­нез
2) ка­та­ге­нез
3) ди­вер­ген­ция
4) кон­вер­ген­ция
5.  
i

Бе­ло­веж­ская пуща  — уни­каль­ный при­род­ный ком­плекс, име­ю­щий в Рес­пуб­ли­ке Бе­ла­русь ста­тус:

1) за­каз­ни­ка
2) за­по­вед­ни­ка
3) па­мят­ни­ка при­ро­ды
4) на­ци­о­наль­но­го парка
6.  
i

Под­твер­жде­ни­ем от­но­си­тель­но­сти ка­ко­го кри­те­рия вида слу­жат внеш­ние раз­ли­чия самок и сам­цов кряк­вы (см. рис.)?

1) ге­не­ти­че­ско­го
2) эко­ло­ги­че­ско­го
3) гео­гра­фи­че­ско­го
4) мор­фо­ло­ги­че­ско­го
7.  
i

Под­бе­ри­те не­до­ста­ю­щее по­ня­тие, учи­ты­вая, что между ука­зан­ны­ми па­ра­ми су­ще­ству­ет оди­на­ко­вая ло­ги­че­ская связь:

диф­фу­зия  — по­ступ­ле­ние уг­ле­кис­ло­го газа = эн­до­ци­тоз  — ?

1) ак­тив­ный транс­порт
2) вы­де­ле­ние мо­ле­ку­ляр­но­го кис­ло­ро­да
3) сек­ре­ция слизи клет­ка­ми же­ле­зи­сто­го эпи­те­лия
4) по­ступ­ле­ние оли­го­пеп­ти­дов из пер­вич­ной мочи в клет­ки по­чеч­ных ка­наль­цев
8.  
i

Опре­де­ли­те хи­ми­че­ский эле­мент живых ор­га­низ­мов по опи­са­нию:

 

— мак­ро­эле­мент;

— при­ни­ма­ет уча­стие в мы­шеч­ном со­кра­ще­нии, ре­гу­ля­ции свер­ты­ва­ния крови;

— вхо­дит в со­став эмали зубов.

1) фтор
2) же­ле­зо
3) маг­ний
4) каль­ций
9.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную паст­бищ­ную цепь пи­та­ния:

1) ка­пу­ста → сли­зень → еж → ли­си­ца
2) ка­пу­ста → бе­лян­ка → филин → еж
3) мышь → пше­ни­ца → еж → га­дю­ка
4) по­гиб­шая мышь → ли­чин­ки мух → плес­не­вые грибы → бак­те­рии
10.  
i

За­ви­си­мость жиз­не­де­я­тель­но­сти ор­га­низ­ма от элек­тро­маг­нит­но­го из­лу­че­ния оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на вы­ра­жа­ет­ся сим­мет­рич­ной ку­по­ло­об­раз­ной кри­вой; эко­ло­ги­че­ский оп­ти­мум по дан­но­му фак­то­ру со­став­ля­ет 20%. Какие пре­де­лы вы­нос­ли­во­сти по от­но­ше­нию к элек­тро­маг­нит­но­му из­лу­че­нию оп­ти­че­ско­го диа­па­зо­на будет иметь ор­га­низм?

1) 5-20 %о
2) 9-31 %о
3) 15-35 %о
4) 20-95 %о
11.  
i

На ри­сун­ке изоб­ра­же­на общая схема дей­ствия одной из форм есте­ствен­но­го от­бо­ра. Ука­жи­те при­мер дей­ствия этой формы от­бо­ра:

1) ре­дук­ция кор­не­вой си­сте­мы у рас­те­ний-па­ра­зи­тов
2) при­спо­соб­ле­ние бо­лез­не­твор­ных бак­те­рий к ле­кар­ствен­ным пре­па­ра­там
3) со­хра­не­ние вы­со­кой проч­но­сти тка­ней цвет­ков у рас­те­ний, опы­ля­е­мых ле­ту­чи­ми мы­ша­ми
4) фор­ми­ро­ва­ние по­пу­ля­ции ужей без вы­ра­жен­ной по­ло­са­то­сти тела при за­се­ле­нии из­вест­ко­вых скал
12.  
i

На при­над­леж­ность че­ло­ве­ка к цар­ству Жи­вот­ных ука­зы­ва­ет(-ют):

1) диф­фе­рен­ци­а­ция зубов на клыки, резцы и ко­рен­ные
2) ге­те­ро­троф­ный тип пи­та­ния, по­движ­ный образ жизни
3) верх­ние ко­неч­но­сти хва­та­тель­но­го типа, раз­ви­тые клю­чи­цы, на­ли­чие ног­тей
4) две пары ко­неч­но­стей, на­ли­чие по­зво­ноч­но­го стол­ба, че­ре­па, го­лов­но­го и спин­но­го мозга
13.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие осо­бен­но­сти на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти че­ло­ве­ка, вме­сто точек вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

 

а  — ка­ри­о­тип 44 + XXXX имеют де­воч­ки, у ко­то­рых на­блю­да­ет­ся син­дром...

б  — под­твер­жда­ет по­вы­ше­ние ве­ро­ят­но­сти рож­де­ния детей с ре­цес­сив­ны­ми на­след­ствен­ны­ми за­бо­ле­ва­ни­я­ми в близ­ко­род­ствен­ном браке ... метод.

1) а — Дауна; б — близ­не­цо­вый
2) а — Кляйн­фель­те­ра; б — дер­ма­то­гли­фи­че­ский
3) а — по­ли­со­мии по X-хро­мо­со­ме; б — ге­не­а­ло­ги­че­ский
4) а — Ше­ре­шев­ско­го-Тер­не­ра; б — по­пу­ля­ци­он­но-ста­ти­сти­че­ский
14.  
i

Ука­жи­те пра­виль­но со­став­лен­ную по­сле­до­ва­тель­ность эта­пов пер­вич­ной сук­цес­сии:

а)  раз­но­тра­вье;

б)  по­жа­ри­ще (сго­рев­ший лес);

в)  со­об­ще­ство ку­стар­ни­ков;

г)  пес­ча­ный реч­ной нанос;

д)  ель­ник;

е)  при­бреж­ные травы;

ж)  бе­ре­зо­во-оси­но­вый лес;

з)  сме­шан­ный лес

1) б → а → в → д → з → ж;
2) б → а → в → ж → з → д;
3) г → е → в → д → з → ж;
4) г → е → в → ж → з → д.
15.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те тип вза­и­мо­от­но­ше­ний между лю­пи­ном и клу­бень­ко­вы­ми бак­те­ри­я­ми (см. рис.):

 

      а  — абио­ти­че­ские;

      б  — био­ти­че­ские;

      в  — фо­ри­че­ские;

      г  — кон­ку­рен­ция;

      д  — ком­мен­са­лизм;

      е  — му­ту­а­лизм.

1) а, в, е
2) а, д
3) б, г
4) б, е
16.  
i

На гра­фи­ках по­ка­за­на за­ви­си­мость не­ре­ста у во­сточ­ной сель­ди (рыба се­мей­ства Сель­де­вые) и бе­ло­мор­ской трес­ки (рыба се­мей­ства Трес­ко­вые) от тем­пе­ра­ту­ры.

Про­ана­ли­зи­руй­те гра­фи­ки и ука­жи­те вер­ный вывод:

1) сельдь яв­ля­ет­ся сте­но­терм­ным ор­га­низ­мом, трес­ка по срав­не­нию с ней эв­ри­терм­на
2) трес­ка в пе­ри­од не­ре­ста край­не сте­но­терм­на и то­ле­рант­на к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, а сельдь по срав­не­нию с ней более эв­ри­терм­на
3) оба ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся го­мой­о­терм­ны­ми, так как тем­пе­ра­ту­ра тела у них из­ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от тем­пе­ра­ту­ры окру­жа­ю­щей среды
4) оба вида в рав­ной сте­пе­ни сте­но­терм­ны и то­ле­рант­ны к низ­кой тем­пе­ра­ту­ре, об­ла­да­ют вы­со­кой эко­ло­ги­че­ской пла­стич­но­стью
17.  
i

Ав­то­тро­фом яв­ля­ет­ся:

1) овес
2) аист
3) пру­до­вик
4) под­оси­но­вик
18.  
i

На­зо­ви­те эле­мент, обо­зна­чен­ный на схеме стро­е­ния цвет­ка циф­рой 3:

1) ча­шеч­ка
2) ле­пе­сток
3) цве­то­ло­же
4) ча­ше­ли­стик
19.  
i

Какой эле­мент цве­точ­ной почки обо­зна­чен на ри­сун­ке циф­рой 2?

1) по­чеч­ные чешуи
2) конус на­рас­та­ния
3) за­ча­точ­ный сте­бель
4) за­ча­точ­ные со­цве­тия
20.  
i

На схеме стро­е­ния ин­фу­зо­рии циф­рой 2 обо­зна­че­на(-о):

1) со­кра­ти­тель­ная ва­ку­оль
2) по­ро­ши­ца
3) глот­ка
4) ядро
21.  
i

У сосны обык­но­вен­ной:

1) стерж­не­вая кор­не­вая си­сте­ма
2) пе­ри­стое жил­ко­ва­ние ли­стьев
3) в жиз­нен­ном цикле пре­об­ла­да­ет га­ме­то­фит
4) для опло­до­тво­ре­ния не­об­хо­ди­мо на­ли­чие воды
22.  
i

Ука­жи­те не­вер­ное утвер­жде­ние:

1) в от­ли­чие от рас­те­ний у гри­бов нет оформ­лен­но­го ядра
2) y ры­жи­ка споры со­зре­ва­ют под шляп­кой от­кры­то, по­кры­ва­ло от­суг­ству­ет
3) ми­це­лий пе­ни­цил­ла со­сто­ит из гиф, раз­де­лен­ных пе­ре­го­род­ка­ми на клет­ки
4) ржав­чин­ные и го­лов­не­вые грибы яв­ля­ют­ся воз­бу­ди­те­ля­ми ми­ко­зов рас­те­ний
23.  
i

На схеме стро­е­ния ли­шай­ни­ка фо­то­син­те­зи­ру­ю­щий слой обо­зна­чен циф­рой:

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
24.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для птиц:

 

а)  ар­те­ри­аль­ный и ве­ноз­ный кро­во­то­ки раз­об­ще­ны;

6)  кости ко­неч­но­стей опи­ра­ют­ся на пояса ко­неч­но­стей;

в)  про­то­ки саль­ных желез от­кры­ва­ют­ся в во­ло­ся­ные сумки;

г)  у самок раз­ви­ты пар­ные яич­ни­ки;

д)  губ­ча­тые лег­кие.

1) а, б, в
2) а, б, д
3) а, г, д
4) б, в, г, д
25.  
i

У реч­но­го рака:

1) не­огра­ни­чен­ный рост
2) пер­вич­ная по­лость тела
3) име­ет­ся брюш­ная нерв­ная це­поч­ка
4) ор­га­ны вы­де­ле­ния — про­то­не­фри­дии
26.  
i

Для боль­шин­ства мле­ко­пи­та­ю­щих ха­рак­тер­ны при­зна­ки:

 

а  — раз­ви­та ми­га­тель­ная пе­ре­пон­ка

б  — по ле­гоч­ным венам течет ар­те­ри­аль­ная кровь

в  — го­ло­со­вые связ­ки рас­по­ло­же­ны в ниж­ней части тра­хеи

г  — череп по­движ­но со­еди­нен с по­зво­ноч­ни­ком

д  — кора боль­ших по­лу­ша­рий с бо­роз­да­ми и из­ви­ли­на­ми

1) а, б, в
2) а, г, д
3) б, в, д
4) б, г, д
27.  
i

Вы­бе­ри­те при­зна­ки, ха­рак­тер­ные для рас­те­ний се­мей­ства Злаки:

 

      а  — цвет­ки мел­кие, вет­ро­опы­ля­е­мые;

      б  — плод зер­нов­ка;

      в  — ли­стья обыч­но слож­ные, с при­лист­ни­ка­ми, ко­то­рые со­хра­ня­ют­ся в те­че­ние всей жизни;

      г  — кор­не­вая си­сте­ма моч­ко­ва­тая;

      д  — за­ро­дыш с двумя се­мя­до­ля­ми.

1) а, б, г
2) а, в, д
3) б, в, г
4) толь­ко б
28.  
i

Срав­ни­те по­зво­ноч­ных жи­вот­ных по сте­пе­ни раз­ви­тия осе­во­го ске­ле­та и че­ре­па и рас­по­ло­жи­те их в по­ряд­ке услож­не­ния стро­е­ния ука­зан­ных эле­мен­тов:

 

а  — варан

б  — ушан

в  — стер­лядь

г  — чес­ноч­ни­ца

1) г → в → а → б
2) б → в → г → а
3) в → г → б → а
4) в → г → а → б
29.  
i

Ука­жи­те, для каких ор­га­низ­мов ха­рак­тер­ны пе­ре­чис­лен­ные при­зна­ки:

ПРИ­ЗНАК

1 — за­пас­ной уг­ле­вод — крах­мал

2 — хи­ти­ни­зи­ро­ван­ная ку­ти­ку­ла

3 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит хитин

4 — в со­став кле­точ­ной стен­ки вхо­дит му­ре­ин

ОР­ГА­НИЗМ

а — моль

б — ясень

в — нут­рия

г — под­оси­но­вик

д — бак­те­рия — воз­бу­ди­тель столб­ня­ка

1) 16; 2a; Зг; 4д
2) 1г; 2в; 3д; 4б
3) 1бг; 2а; 3аг; 4д
4) 1д; 2г; 3авг; 4бд
30.  
i

Вы­бе­ри­те от­ли­чи­тель­ные при­зна­ки про­цес­сов опы­ле­ния и опло­до­тво­ре­ния таких цвет­ко­вых рас­те­ний, как бе­ре­за (I) и ря­би­на (II), а также при­зна­ки, общие для обоих рас­те­ний (III):

 

а  — опы­ля­ет­ся на­се­ко­мы­ми

б  — ха­рак­тер­но са­мо­опы­ле­ние

в  — пыль­ца пе­ре­но­сит­ся вет­ром

г  —вы­де­ля­ет эфир­ное масло с ха­рак­тер­ным за­па­хом

д  — яй­це­клет­ка раз­ви­ва­ет­ся внут­ри цен­траль­ной клет­ки за­ро­ды­ше­во­го мешка

е  — се­мя­поч­ка на­хо­дит­ся внут­ри за­вя­зи пе­сти­ка

1) I — в; II — б; III — ге
2) I — в; II — аг; III — е
3) I — в; II — б; III — д, е
4) I — б; II — а; III — г, д, е
31.  
i

После вве­де­ния в ор­га­низм че­ло­ве­ка вак­ци­ны про­тив грип­па фор­ми­ру­ет­ся им­му­ни­тет:

1) врож­ден­ный
2) есте­ствен­ный
3) ис­кус­ствен­ный ак­тив­ный
4) ис­кус­ствен­ный пас­сив­ный
32.  
i

Зре­лые эрит­ро­ци­ты  — это фор­мен­ные эле­мен­ты крови че­ло­ве­ка, ко­то­рые пред­став­ля­ют собой:

1) дво­я­ко­во­гну­тые безъ­ядер­ные клет­ки
2) дво­я­ко­во­гну­тые яд­ро­со­дер­жа­щие клет­ки
3) упло­щен­ные мно­го­ядер­ные клет­ки
4) дво­я­ко­вы­пук­лые безъ­ядер­ные пла­стин­ки
33.  
i

У че­ло­ве­ка кровь из ле­во­го же­лу­доч­ка по­сту­па­ет в:

1) левое пред­сер­дие
2) пра­вый же­лу­до­чек
3) малый круг кро­во­об­ра­ще­ния
4) боль­шой круг кро­во­об­ра­ще­ния
34.  
i

В пред­ло­же­ния, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие ды­ха­ние че­ло­ве­ка, на месте про­пус­ков вставь­те под­хо­дя­щие по смыс­лу слова:

 

а  — дав­ле­ние в плев­раль­ной по­ло­сти в норме все­гда ...

б  — брон­хи об­ра­зо­ва­ны ...

1) а — ниже ат­мо­сфер­но­го; б — хря­ще­вы­ми коль­ца­ми
2) а — равно ат­мо­сфер­но­му; б — груд­ны­ми по­звон­ка­ми
3) а — выше ат­мо­сфер­но­го; б — хря­ще­вы­ми по­лу­коль­ца­ми
4) а — равно мак­си­маль­но­му ар­те­ри­аль­но­му; б — хря­ща­ми, со­еди­нен­ны­ми связ­ка­ми и мыш­ца­ми
35.  
i

Вставь­те про­пу­щен­ное звено в по­сле­до­ва­тель­ность, от­ра­жа­ю­щую пе­ре­да­чу зву­ко­вых ко­ле­ба­ний в ор­га­не слуха че­ло­ве­ка:

мем­бра­на оваль­но­го окна → ? → во­лос­ко­вые клет­ки кор­ти­е­ва ор­га­на.

1) слу­хо­вой нерв
2) слу­хо­вая труба
3) жид­ко­сти улит­ки
4) слу­хо­вые ко­сточ­ки
36.  
i

В пи­ще­ва­ри­тель­ной си­сте­ме че­ло­ве­ка пер­во­на­чаль­ное рас­щеп­ле­ние крах­ма­ла про­ис­хо­дит в:

1) же­луд­ке
2) ро­то­вой по­ло­сти
3) под­вздош­ной кишке
4) обо­доч­ной кишке
37.  
i

Вы­бе­ри­те утвер­жде­ния, вер­ные для слу­хо­вой сен­сор­ной си­сте­мы че­ло­ве­ка:

 

а  — кор­ти­ев орган рас­по­ло­жен внут­ри улит­ки

б  — ос­нов­ной функ­ци­ей слу­хо­вой трубы яв­ля­ет­ся пе­ре­да­ча зву­ко­вых ко­ле­ба­ний во внут­рен­нее ухо

в  — слу­хо­вые ко­сточ­ки по­движ­но со­еди­не­ны между собой

г  — ко­ле­ба­ния ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­ки пе­ре­да­ют­ся жид­ко­сти сред­не­го уха, ко­то­рая, в свою оче­редь, вы­зы­ва­ет ко­ле­ба­ния мем­бра­ны оваль­но­го окна

д  — ушную серу нель­зя из­вле­кать ост­ры­ми пред­ме­та­ми, так как это может при­ве­сти к по­вре­жде­нию ба­ра­бан­ной пе­ре­пон­ки

1) а, б, г, д
2) а, в, г
3) а, в, д
4) толь­ко д
38.  
i

Уста­но­ви­те по­сле­до­ва­тель­ность про­хож­де­ния нерв­но­го им­пуль­са по ре­флек­тор­ной дуге ав­то­ном­но­го ре­флек­са от денд­ри­та чув­стви­тель­но­го ней­ро­на к ра­бо­че­му ор­га­ну, ис­поль­зуя пред­ло­жен­ные эле­мен­ты:

 

а  — тело вста­воч­но­го ней­ро­на

б  — пе­ред­ний спин­но­моз­го­вой ко­ре­шок

в  — ве­ге­та­тив­ный узел пе­ри­фе­ри­че­ской нерв­ной си­сте­мы

г  — спин­но­моз­го­вой узел

1) б → г → а → в
2) в → б → г → а
3) г → б → а → в
4) г → а → б → в
39.  
i

Уста­но­ви­те вклад в раз­ви­тие био­ло­гии сле­ду­ю­щих учёных:

УЧЁНЫЙ

А)  М. Каль­вин

Б)  Дж. Уот­сон

В)  И. И. Меч­ни­ков

ВКЛАД В РАЗ­ВИ­ТИЕ БИО­ЛО­ГИИ

1)  от­крыл яв­ле­ние фа­го­ци­то­за

2)  изу­чал ме­ха­низм фо­то­син­те­за

3)  яв­ля­ет­ся одним из ав­то­ров трех­мер­ной мо­де­ли ДНК

4)  сфор­му­ли­ро­вал закон го­мо­ло­ги­че­ских рядов на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца (ри­сун­ка) могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б2B1... .

40.  
i

Ука­жи­те, из каких эле­мен­тов ней­ру­лы, обо­зна­чен­ных на ри­сун­ке циф­ра­ми 1-5, раз­ви­ва­ют­ся сле­ду­ю­щие струк­ту­ры хор­до­вых жи­вот­ных:

A)хopдa;

Б)  ногти;

В)  ске­лет­ные мышцы;

Г)  щи­то­вид­ная же­ле­за.

41.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие:

ПРИ­МЕР ИЗ­МЕ­НЕ­НИЙ

А)  воз­ник­но­ве­ние по­лип­ло­ид­ных форм в по­пу­ля­ци­ях рас­те­ний

Б)  от­сут­ствие ко­ча­на у бе­ло­ко­чан­ной ка­пу­сты в усло­ви­ях жар­ко­го кли­ма­та

В)  по­яв­ле­ние рас­те­ний с ро­зо­вой окрас­кой вен­чи­ка при скре­щи­ва­нии бе­ло­цвет­ко­вой и крас­но­цвет­ко­вой при­му­лы

ТИП ИЗ­МЕН­ЧИ­ВО­СТИ

1)  му­та­ци­он­ная

2)  ком­би­на­тив­ная

3)  мо­ди­фи­ка­ци­он­ная

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер:: A3Б2B1.

42.  
i

Для каж­дой ткани (струк­тур­но­го эле­мен­та) рас­те­ния ука­жи­те функ­цию, ко­то­рую глав­ным об­ра­зом она (он) вы­пол­ня­ет:

ТКАНЬ (СТРУК­ТУР­НЫЙ ЭЛЕ­МЕНТ)

A)  со­су­ды

Б)  лу­бя­ные во­лок­на

В)  проб­ко­вый кам­бий

Г)  хло­ро­фил­ло­нос­ная парёнхима

ФУНК­ЦИЯ

1)  опор­ная

2)  фо­то­син­тез

3)  рост по­бе­га в длину

4)  запас пи­та­тель­ных ве­ществ

5)  об­ра­зо­ва­ние новых кле­ток проб­ки

6)  про­ве­де­ние про­дук­тов фо­то­син­те­за

7)  про­ве­де­ние воды и ми­не­раль­ных солей

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца (ри­сун­ка). Пом­ни­те, что не­ко­то­рые дан­ные пра­во­го столб­ца могут ис­поль­зо­вать­ся не­сколь­ко раз или не ис­поль­зо­вать­ся во­об­ще. На­при­мер: А1Б1B4Г2.

43.  
i

Дана пи­ще­вая цепь: дуб → шел­ко­пряд → по­пол­зень → яст­реб. На пер­вом тро­фи­че­ском уров­не энер­ге­ти­че­ский запас в виде чи­стой пер­вич­ной про­дук­ции со­став­ля­ет 5 · 104 кДж энер­гии. Ha вто­ром и тре­тьем тро­фи­че­ском уров­не нa при­рост био­мас­сы ор­га­низ­мы ис­поль­зу­ют по 10 % сво­е­го пи­ще­во­го ра­ци­о­на. Рас­счи­тай­те, сколь­ко энер­гии (кДж) ис­поль­зу­ют на­при­рост био­мас­сы кон­су­мен­ты тре­тье­го по­ряд­ка, если на ды­ха­ние они рас­хо­ду­ют 60 % и с экс­кре­мен­та­ми вы­де­ля­ют 35 % энер­гии ра­ци­о­на.

44.  
i

У че­ло­ве­ка бра­хи­дак­ти­лия (уко­ро­че­ние сред­ней фа­лан­ги паль­цев) до­ми­ни­ру­ет над нор­маль­ным раз­ви­ти­ем ске­ле­та, при этом в го­мо­зи­гот­ном со­сто­я­нии ал­лель бра­хи­дак­ти­лии вы­зы­ва­ет ги­бель эм­бри­о­нов. Кур­ча­вость волос на­сле­ду­ет­ся по про­ме­жу­точ­но­му типу (кур­ча­вые, вол­ни­стые и пря­мые во­ло­сы). Оба при­зна­ка яв­ля­ют­ся ауто­сом­ны­ми и на­сле­ду­ют­ся не­за­ви­си­мо. Опре­де­ли­те ве­ро­ят­ность (%) рож­де­ния детей с бра­хи­дак­ти­ли­ей и кур­ча­вы­ми во­ло­са­ми в семье, в ко­то­рой оба ро­ди­те­ля стра­да­ют бра­хи­дак­ти­ли­ей и имеют вол­ни­стые во­ло­сы.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в виде це­ло­го числа, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 12.

45.  
i

Под пло­ид­но­стью по­ни­ма­ют ко­ли­че­ство оди­на­ко­вых на­бо­ров хро­мо­сом в ядре клет­ки. Пло­ид­ность со­ма­ти­че­ских кле­ток рас­те­ния  — 2. Ука­жи­те пло­ид­ность клет­ки си­нер­ги­ды, рас­по­ло­жен­ной в за­ро­ды­ше­вом мешке на одном по­лю­се с яй­це­клет­кой.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

46.  
i

Клас­си­фи­ци­руй­те ор­га­низ­мы и ука­жи­те че­ты­ре рас­те­ния, ко­то­рые от­но­сят­ся к од­но­му и тому же от­де­лу:

 

1)  пырей;

2)  бе­ре­за;

3)  си­рень;

4)  спи­ро­ги­ра;

5)  ти­мо­фе­ев­ка;

6)  лист­вен­ни­ца.

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке их воз­рас­та­ния. На­при­мер: 13... .

47.  
i

При скре­щи­ва­нии ди­ги­брид­ной пест­рой хох­ла­той ку­ри­цы с таким же пе­ту­хом было по­лу­че­но 64 по­том­ка, среди ко­то­рых 4 чер­ных цып­лен­ка без хохла, 8  — пест­рых без хохла, 12  — белых хох­ла­тых. Сколь­ко чер­ных хох­ла­тых цып­лят было в потом­стве, если рас­щеп­ле­ние со­от­вет­ство­ва­ло тео­ре­ти­че­ски ожи­да­е­мо­му?

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, еди­ни­цы из­ме­ре­ния не ука­зы­вай­те. На­при­мер: 8.

48.  
i

Со­ставь­те по­сле­до­ва­тель­ность воз­ник­но­ве­ния струк­тур (про­цес­сов) жи­вот­ных в ходе эво­лю­ции:

 

1)  пла­цен­та

2)  груд­ная клет­ка

3)  внут­ри­кле­точ­ное пи­ще­ва­ре­ние

4)  кост­но-хря­ще­вой эн­дос­ке­лет

5)  око­ло­гло­точ­ное нерв­ное коль­цо

 

Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми, со­блю­дая по­лу­чен­ную по­сле­до­ва­тель­ность. На­при­мер: 41325.

49.  
i

Оха­рак­те­ри­зуй­те ве­ще­ства ор­га­низ­ма че­ло­ве­ка:

ВЕ­ЩЕ­СТВО

А)  ри­бо­за

Б)  ли­па­за

В)  ли­зо­цим

Г)  кол­ла­ген

Д)  ме­ла­но­тро­пин

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

1)  струк­тур­ный белок кожи

2)  фер­мент, ка­та­ли­зи­ру­ю­щий рас­щеп­ле­ние жиров

3)  мо­но­са­ха­рид, вхо­дя­щий в со­став нук­ле­и­но­вых кис­лот

4)  гор­мон, ре­гу­ли­ру­ю­щий про­дук­цию пиг­мен­та ме­ла­ни­на

5)  белок слюны, об­ла­да­ю­щий обез­за­ра­жи­ва­ю­щим эф­фек­том

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А5Б4В3Г2Д1.

50.  
i

Ука­жи­те, какие доли коры боль­ших по­лу­ша­рий го­лов­но­го мозга че­ло­ве­ка вы­пол­ня­ют сле­ду­ю­щие функ­ции:

 

А)  вос­при­я­тие изоб­ра­же­ния пред­ме­тов

Б)  опре­де­ле­ние вы­со­ты, темб­ра, гром­ко­сти звука

В)  пла­ни­ро­ва­ние и ко­ор­ди­на­ция про­из­воль­ных дви­же­ний

Г)  вос­при­я­тие и раз­ли­че­ние на ощупь формы, раз­ме­ра и ха­рак­те­ра по­верх­но­сти пред­ме­тов

 

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв. На­при­мер: А4Б3В2Г1.